МЕБЕЛЬ СТИЛЯ РОКОКО

Постепенно пышный и величественный стиль барокко перешел в более легкий, изящный, утонченный стиль рококо (во Франции — «стиль Людовика ХV »), характерный отсутствием прямых линий. Выдающиеся мастера — Крессен и бронзовщик Кафиэри. Их мебель изящная и небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная для пользования. Характерные изогнутые ножки, спинки и локотники обильно украшались резьбой и бронзовыми накладками в виде гирлянд, цветов, растений, раковин, составляющих своеобразный рисунок «рокайльного» («подобного раковине») орнамента деревянные части предметов красили в светлые тона — белый, голубой, зеленый, лакировали и местами золотили. Позже бронзовые детали в отделке мебели заменили привезенные из Китая лаки.

На сиденье, спинку и локотники диванов и кресел накладывали подушки, обитые шелковой материей, с крупными букетами цветов, В обиходе появились комоды, передний фасад которых был украшен китайским лаком или пейзажем в китайском духе — с пагодами, ажурными мостиками, башнями и пр., а также декоративные столы, богато инкрустированные. Со второй половины ХV века предметы обстановки начали украшать мозаикой из дерева.

Основным материалом для изготовления мебели было дерево местных пород — липа, орех, легко поддающиеся мелкой и тонкой резьбе.

В английской мебели ХVIII века были созданы новые, очень удобные и красивые формы, которые распространились далеко за пределы Англии и сохранились в производстве мебели разных стран до наших дней. В создании этих форм мебели большая заслуга принадлежит замечательному мастеру Томасу Чиппенделю. Он начал компоновать свою мебель, придавая ей более легкие, изящные формы рококо, улучшая ее пропорции и удобство. Образцы предметов обстановки, созданные им, были легки, изящных по форме, с удобными и красивыми пропорциями.

Мебель Чиппенделя в отличие от модной в то время французской мебели стиля рококо не красилась и не покрывалась позолотой, выявляя игру текстуры древесины. Деревянные части предметов покрывались только воском или прозрачным лаком. Чиппендель ввел в мебельное производство ценные породы дерева — красное, лимонное и др. Наиболее распространенными предметами обстановки были стулья с решетчатой спинкой, диваны-канапе (соединение в одно целое двух или трех кресел), шкафы-секретеры, бюро, комоды с огромным количеством выдвижных ящиков, кровати и т. д.

В последней трети ХVIII века характер английской мебели меняется — изогнутые формы мебели Чиппенделя вытесняются четкими,прямыми линиями, характерными для архитектуры классицизма.

Архитектор Адам, побывавший в Италии в 1770 году, своими работами в духе классицизма Италии и Франции, получившими в его проектах своеобразный, чисто английский характер, также способствовал распространению нового стиля в мебели. Работавшие с ним мебельщики Хзпльуайт и Шератон создают новое направление в мебели с ясными, четкими линиями классицизма. Ими бы ли созданы руководства и проекты с чертежами и эскизами новой мебели. После стиля Чиппендель в Англии существовал стиль Хепельуайт, а затем возник стиль Шератон. В мебели Хапльуайт сохранилось еще много кривых линий в спинках и диванов.

Мебель стиля Шератон имела четкие, прямые линии, очень тонко прорисованные детали. Широко применялся подбор разных пород дерева по цвету и текстуре в филенках и инкрустациях (маркетри). Начинают создавать комбинированную мебель — комоды с откидной доской для письма в соединении с книжным шкафом и бюро-кабинеты в соединении с горкой для фарфора.

 

 

Далее >>>

Hosted by uCoz